| Главная | Новости | Карта портала | Поиск | Ссылки | Галерея |
История
Природа
Топонимика
Исторические места
Архитектура
Усадьбы
Мемориалы, воинские захоронения
Библиотеки
Архивы
Музеи
Искусство
Персоналии
Краеведение
Театр
Этнография
Образование
Утраченное наследие
Наши авторы
Издания
- - - - - - - - - - - - - - - - -
Собрание библиографических редкостей

 

 

 
Главная arrow Архитектура
Архитектура Смоленской области Версия для печати

Церкви Петра и Павла и Святой ВарварыСмоленщина не раз оказывалась на столбовой дороге той или иной войны, а в мирное время была посредницей во взаимном влиянии культур разных национальностей и конфессий. Этот приграничный регион - один из немногих в России, сохранивших множественные свидетельства полнокровной русской культуры до монголо-татарского нашествия. Здесь уцелели первоклассные образцы древнерусской фортификации, многочисленные оригинальные произведения не только церковного, но и гражданского барочного строительства, не воспроизводящего ни западные, ни петербургские, ни московские прототипы. На Смоленщине усадебная архитектура в освоении классицизма опережала казенное строительство, а садово-парковое искусство оставило разнообразные примеры оригинальной компоновки местных дендрологических пород с экзотами. Усадебные комплексы Смоленщины органично вписались в ее живописные ландшафты с перелесками на холмистом рельефе. Помимо архитектурно-художественных достоинств ряд усадеб этого региона имеет и мемориальную ценность: они связаны с именами поэта и дипломата А.С. Грибоедова, композитора М.И. Глинки, декабристов П.И. Пестеля и И.Д. Якушкина, путешественника Н.М. Пржевальского, адмирала П.С. Нахимова.

Тяжелый урон, нанесенный в разные столетия зодчеству и монументальному искусству Смоленщины, все же не обезличил это яркое ответвление общерусской художественной культуры. Смоленск выделяется среди городов России немалым количеством построек, возведенных в ранние века второго тысячелетия нашей эры и детально исследованных архитектурно-археологической наукой, убедительно раскрывшей оригинальность этого региона. В истории и искусстве Смоленщины выделяются два почти равноценных центра - Смоленск и Вязьма. Смоленщина и, прежде всего, ее главный город оказались наряду с Петербургом поставщиками общеевропейских архитектурных форм в русское зодчество в петровское и послепетровское время. Здесь оригинально и полновесно по сей день проявляет себя барокко - в фасадах культовых и жилых построек, в архитектуре, живописи и скульптуре иконостасов. В усадьбах этого региона с большой художественной силой формировался ранний и зрелый русский классицизм. Здесь сохранились сложные и остроумные сводчатые конструкции, не имеющие прямых аналогий на других участках России, включая ее столицы.

Ни одна из российских губерний не была так сильно опалена войной с Наполеоном, как Смоленская. Та война во многом истребила классицизм в жилой и административно-общественной архитектуре городов Смоленщины, зато именно здесь и в связи с этой войной монументальное искусство запечатлело патриотический энтузиазм в нескольких поколениях русского народа. Это чувство, которое позволило России выстоять в смертельной схватке с германским нацизмом, сегодня остается залогом возрождения и процветания нашей большой и малой Родины.



 
Последние новости
Голосования
Как часто Вы посещаете музеи?
  
Фотогалерея

© Администрация Смоленской области
© Главное управление информационных технологий и связи Смоленской области
© Департамент Смоленской области по культуре
© Смоленский государственный музей заповедник
Дизайн - Алексей Качалов. Использованы иллюстрации худ. Евгении Ляшенко.

Rambler's Top100 Rambler's Top100