| Главная | Новости | Карта портала | Поиск | Ссылки | Галерея |
История
Природа
Топонимика
Исторические места
Архитектура
Усадьбы
Мемориалы, воинские захоронения
Библиотеки
Архивы
Музеи
Искусство
Персоналии
Краеведение
Театр
Этнография
Образование
Утраченное наследие
Наши авторы
Издания
- - - - - - - - - - - - - - - - -
Собрание библиографических редкостей
Детальное описание купить дисплей для sony xperia v тут. . Ограждения и перила perila-centr.ru. . Диета номер 6 диета № 6 www.gastroration.ru.

 

 

 
Главная arrow Этнография arrow Крестьянский костюм Смоленской губернии 19-н.20в. arrow Традиционный женский крестьянский костюм Смоленской губернии XIX - начала XX века
Традиционный женский крестьянский костюм Смоленской губернии XIX - начала XX века Версия для печати
Список статей
Страница1
Страница 2


Людмила Козикова

 

 

Кофта «на фантах»Среди многообразия этнографических коллекций Смоленского музея-заповедника собрание крестьянского костюма Смоленской губернии — одно из значительных, оно насчитывает более 1000 предметов. В коллекции представлена одежда праздничная, повседневная, ритуальная, домашняя, а также головные уборы, обувь, украшения.

Коллекция крестьянского костюма Смоленского музея имеет вековую историю комплектования. Ее зачин принадлежит Марии Клавдиевне Тенишевой (1858-1928), основательнице в Смоленске музея “Русская старина”. К сожалению, создавшаяся в России в начале XX столетия революционная обстановка вынудила Тенишеву прекратить собирательскую работу. Крестьянская одежда поступила лишь из нескольких уездов.

В 1920-х годах в музей была передана небольшая коллекция крестьянской одежды Вяземского и Духовщинского уездов из собрания Екатерины Николаевны Клетновой (1869-1937). Особую ценность в этом собрании составляют женские летние насовки и плетеные чепцы. Позднее в музей поступила коллекция головных уборов и бисерных украшений, собранных в Ельнинском уезде в 20-х годах Михаилом Ивановичем Погодиным (1884-1969). Эти коллекции представляют в нашем собрании самую старую, самую ценную ее часть.

РубахаКак известно, главным предметом крестьянского костюма являлась рубаха, которая использовалась не только в комплекте с другими предметами, но и как самостоятельная одежда. Среди многообразия в покрое и в “украсах” женских рубах Смоленской губернии можно отметить несколько общих их качеств. Основа рубах (“стан”), как цельных, так и составных, состояла из трех (реже — из четырех) полотнищ холста. Горловина сильно сосборена под узкую обшивку, плотно облегает шею. Плечевые вставки (“полики”) — прямые, пришиты по утку. Рукав - зауженный книзу или прямой с оборкой или манжетом. Цветовой и орнаментальный акцент “украс” — на оплечье (полик и верх рукава). Мажорный цветовой строй оплечья рубах поддерживается легким цветовым аккордом на обшивке ворота и внизу рукавов.

Косоклинный сарафанОсновными способами украшения женских рубах были вышивка и ткачество. В великорусских регионах преобладала вышивка, в белорусских — ткачество. Традиционными были два вида вышивки: вышивка по целой ткани (исполнялась по счету нитей ткани — “крест”, “роспись”, “набор”, “настил”, “косичка”) и вышивка по разреженной ткани (исполнялась по предварительно подготовленной ткани, когда часть нитей основы и утка удалялись, это “строчка” и “перевить”). Основу цветового строя как ткачества, так и вышивки на Смоленщине составлял красный цвет. Тканый и шитый орнамент Смоленского края — геометрический, основа которого — ромб в различных сочетаниях и видоизменениях.

Для определения видов, комплексов народных костюмов разных этнических групп традиционно применяется одежда, дополняющая рубаху, — юбка, понева, сарафан...

В северо-восточной, великорусской, части Смоленской губернии таким предметом одежды был косоклинный сарафан — он бытовал в Сычевском, Вяземском, Гжатском, Юхновском уездах и частично в пограничье соседних с ними.

Силуэт косоклинного сарафана — трапециевидный: кроме основных двух полотнищ спереди и одного сзади, обязательно наличие нескольких боковых косых клиньев. В зависимости от места бытования, покроя, материала, украшений косоклинный сарафан на Смоленщине Куртаназывался по-разному: “ферязь”, “сукман”, “полбумажник”, “клинастик”, “синикин”, “сорококлин”, “китайка”... Изготавливался такой сарафан из домотканины, из льняных и шерстяных нитей, позднее — по утку использовались хлопчатобумажные нити. В конце XIX века состоятельные крестьяне использовали и фабричные ткани, особенно хлопчатобумажную “китайку”. Косоклинный сарафан на Смоленщине обычно был темно-синий или черный, реже — красный. Однотонный по цвету сарафан украшался нашивками (лентами, тесьмой, позументом, шнурами). Расположение украшений — традиционное: подол, лямки, проймы и передний шов. Однотонный сарафан хорошо сочетался с другими предметам костюма.



 
Последние новости
Голосования
Как часто Вы посещаете музеи?
  
Фотогалерея

© Администрация Смоленской области
© Главное управление информационных технологий и связи Смоленской области
© Департамент Смоленской области по культуре
© Смоленский государственный музей заповедник
Дизайн - Алексей Качалов. Использованы иллюстрации худ. Евгении Ляшенко.

Rambler's Top100 Rambler's Top100